?

Log in

No account? Create an account
Замгубернатора рвет шаблоны школьникам - Здравствуй!

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация

Февраль 17, 2016


Previous Entry Поделиться Next Entry
03:22 pm - Замгубернатора рвет шаблоны школьникам
То, что Ирина Кенсориновна Сидорова согласилась дать школьникам пресс-конференцию - огромная радость и честь для школы молодого журналиста. Почему мы пригласили именно этого спикера?

Заместитель губернатора, директор окружного департамента образования и видавшим виды журналистам отвечает мощно и порой неожиданно. Она как никто другой умеет объяснить непопулярные меры департамента и маловероятные изгибы закона.
А тут школьники. Хотелось сразу очень высокую планку установить. Пусть увидят, что пресс-конференция - это интересно и полезно. И порой сносит шифер. Не говоря уже о том, что можно получить практические советы по многим направлениям: на кого учиться, как готовиться к ЕГЭ, идти или не идти в школу, если объявлена отмена из-за мороза.

Напомню, в прошлом сезоне пресс-конференцию слушателям ШМЖ давал главред "Красного Севера" Алексей Снегирёв.

На пресс-конференции Ирины Сидоровой первый же ответ озадачил корреспондента напрочь. А вопрос всего-то был:
- Расскажите об условиях набора по экономическому профилю. Куда я смогу трудоустроиться?



- Экономика - не то направление, которое следует выбирать, - ответила Ирина Кенсориновна. – Поскольку в стране известный кризис перепроизводства именно экономистов. Вряд ли вы найдёте предприятие, которое гарантирует трудоустройство по этому направлению.



Условия целевого набора

- Целевой набор осуществляется на условиях тройного договора: между студентом, предприятием, которое возьмёт молодого человека на работу, и высшим учебным заведением, - напомнила чиновница. - Тех, кто заключил договор, ждёт ответственность за его исполнение. Вуз отвечает за то, что он качественно подготовит специалиста. Сам студент – за то, что поедет и отработает определённое количество лет на предприятии, с которым заключён договор. А предприятие – за то, что примет молодого специалиста на оговоренный срок.
Любой, кто нарушает договор, несёт большие издержки. Штраф достигает троекратного размера от суммы за обучение. До полутора миллионов рублей! Поэтому целевой набор сейчас в стране не очень широко распространён.



Куда идти учиться?

- В первую очередь – на специальности инженерно-технического направления. Создаётся современное промышленное производство, необходимы новые материалы, оборудование, электроника, айти, которые связаны с новой экономикой страны. Всегда нужны врачи, поскольку это массовая профессия, и кризис кадровый в этой отрасли достаточно высок.
За выпускниками - выбор: либо задуманный путь, либо переориентация на более нужные для современного рынка труда профессии.



– Не секрет, что выпускник делит для себя предметы на основные – те, по которым он сдаёт экзамены, и так называемые второстепенные. Есть ли возможность сэкономить время на изучении «второстепенных»? Может быть, дистанционно?

– В законе прописаны десять главных профилей, по которым может строиться обучение старшеклассников. От социально-экономического, к лингвистическому, спортивно-оборонному, физико-математическому и так далее. Десять профилей покрывают все основные направления, по которым может быть сделан отдельный учебный план, внутри которого возможны ещё вариации. Так можно дойти до индивидуального учебного плана под конкретного ученика.
Такая практика – профильных классов и индивидуального учебного плана – с 2003 года в округе наработана большая. Я не берусь судить, как это сделано в обдорской гимназии. Но если вы задаёте вопрос, значит, не до конца такая система построена, или вам не рассказывают.



Ирина Кенсориновна порекомендовала через ученическое самоуправление встретиться с администрацией школы и предложить развить систему учёта индивидуальных потребностей для каждого старшеклассника.
- Думаю, ваши интересы можно было бы учесть таким образом: составив на оставшуюся часть года учебный план, когда обязательные федеральные предметы вы бы посещали со всеми учениками, а те, которые по выбору – проходили бы в заочной форме.



– Почему иностранный язык вскоре станет обязательным, а не, например, отечественная история?

– Введение иностранного языка как обязательного постоянно откладывается. Потому что все прекрасно понимают, что это один из самых слабых в преподавании предметов в нашей стране. Нуждается в реформировании методика преподавания языка. Введена устная часть – аудирование (слушание и говорение) – для тех, кто сдаёт экзамен. Это серьёзный удар и по репутации учителей, и по оценке, которую могут получить ученики на экзамене. Мы довольно успешны в чтении и в грамматике, методика поставлена неплохо. Но наши ребята не научаются говорить.

Педагогов учат, заверила ребят Ирина Сидорова. Разработана программа переобучения учителей английского языка на базе международного лингвистического центра тюменского госуниверситета. Это подготовка к тому, что иностранный будет введён как обязательный.
- Но мы все этого очень боимся, – призналась Ирина Кенсориновна.

- Конечно, лучше, чтобы обязательной стала история. Не только из-за того, что это важнейший предмет, в ходе изучения которого молодое поколение должно узнать основные исторические события, понимать их значение и уметь комментировать. Но и потому, что достижений в этом предмете у нас больше.



– Возможно ли чаще проводить тестирование ЕГЭ на муниципальном уровне по основным предметам? В этом году был всего один пробник по математике, один – по физике. На мой взгляд, городские тестирования позволяют ученикам ощутить атмосферу экзамена, подготавливают психологически.

– Тестирование – ответственность муниципалитета. – Я постараюсь рекомендовать начальникам управлений, чтобы они хотя бы несколько раз делали такие экзамены.
Есть много возможностей заниматься подготовкой к ЕГЭ. Разработаны тренажёры, в том числе – электронные. На одной из платформ сетевого региона установлена программа, в ней много тренажёров по чем по двадцати предметам, и задания выполняются в формате ЕГЭ. Вы можете прорабатывать тесты столько, сколько посчитаете нужным.



О собственном опыте выполнения заданий в режиме теста поделилась замгубернатора:
- В своё время, когда я повышала квалификацию в академии народного хозяйства, я взяла для себя платный курс разговорного английского языка, чтобы освежить своё умение, и там была практика. На итоговой аттестации дали задание, чтобы я выполнила работу в тестовом режиме сама в общежитии, где я жила. Требования были такие: определенное количество заданий и определенное количество времени, которое я должна была уделить выполнению заданий. Представьте, не было никакого контролёра, никакой видеокамеры. Но если бы вы знали, как я нервничала, успею я или нет все задания выполнить! Это снижает темп работы, ухудшает твою позицию.

Здесь главный навык – правильно понять все задания, определить, какие ты будешь выполнять в первую очередь, а какие – дальше. Сколько приблизительно времени нужно, чтобы каждое задание выполнить, определить это время и научиться его контролировать. Это можно сделать самостоятельно с помощью тренажера.
Главный навык – правильно понять все задания, определить, какие выполнять в первую очередь, а какие – потом. Сколько приблизительно времени нужно, чтобы каждое задание выполнить, определить это время и научиться его контролировать. Это можно сделать самостоятельно с помощью тренажёра.



– Как поощряются участники олимпиад муниципального уровня, есть ли награды на уровне главы города, региона?

В олимпиадах участвуют ежегодно более 35 тысяч школьников. Это половина всех учеников школ, рассказала директор департамента. До последнего, федерального этапа доплывают единицы. Победителями становятся человек 5-7, не больше.
Победителей школьного, муниципального, регионального этапа поощряют грамотами. Победители федерального этапа претендуют на награждение премией талантливой молодёжи, она ежегодно вручается примерно тридцати школьникам.

- Знаю, что во многих муниципальных образованиях (в Салехарде, к сожалению, нет) учреждены стипендии, в том числе – за участие в олимпиадах, от нефтегазовых компаний. Это хорошее участие бизнеса не только чтобы поощрять талантливую молодёжь, но и отбирать их для целевого набора по своим специальностям. Это корпоративная система для отбора лучших на свои предприятия. Мне очень нравится такой подход.



Сколько нужно олимпиад?

- Не понимаю ни взрослых, ни детей – зачем нужно участвовать в нескольких сразу? Те, кто участвует в двух-трёх, совершенно точно почти невероятно достичь победы. Ибо добиться победы можно только сосредоточившись на одном предмете, погрузившись в него так глубоко, чтобы дойти до самых вершин. Ребёнок распыляется и самых высоких результатов достичь не может. Тем не менее поддерживают и учителя, и сами дети – иди участвуй в нескольких.
На мой взгляд, это бесперспективно.



– Нужно ли поощрять детей, достигших успехов в дополнительном образовании? Поощряют отличников. А как же те, кто участвует в спортивных мероприятиях, работает в школьных СМИ?

– На региональном уровне такое практикуется: ребята, которые в спортивных соревнованиях окружного значения получают призовые места, поддерживаются не только дипломами, но и материальным вознаграждением, кто участвует в конкурсах культуры – тоже.
Вторая сторона медали такая. Заниматься дополнительным образованием нужно без всяких рамок и без денег. Это в интересах самого человека. По крайней мере, я в такой системе выросла. В школе я училась только на отлично и участвовала во многих конкурсах и олимпиадах. И даже вопроса не было о том, чтобы за это что-то заплатили.

Сейчас растёт поколение, которое думает: за то, что ты сделал и добился успеха, нужно заплатить. Думаю, должно быть внутренним мотивом побуждение человека, который хочет быть успешным в жизни.
Одно дело – изучать предметы в школе и быть там успешным. Предметы сами по себе в жизни не нужны.
А вот получить знания в сфере дополнительного образования означает научиться чему-то практически. Это уже можно назвать профориентацией. Научился играть на каком-то инструменте – многие с этим связывают свою профессию. Привык плавать, бегать, прыгать – кто-то идёт в профессиональный спорт, или любительский – и это становится смыслом жизни.

Каждый должен понять, где он может пригодиться, и заниматься этим для себя, а не потому что за это что-то дадут. Стипендии и прочие поощрения я бы расценивала как что-то вторичное. А первичное – собственная заинтересованность делать что-то лучше, чем другие.

Те, кто прошёл систему дополнительного образования, получают в жизни больше шансов для успеха. Но если хочется, чтобы были стипендии и для тех, кто чего-то достиг в дополнительном образовании, можно обратиться к главе городской администрации.
Я не считаю это обязательным.

– Почему раньше осуществлялась дотация по питанию некоторых категорий школьников? Я в оборонно-спортивном классе, раньше нас обеспечивали питанием, теперь нет.

– Это полномочия муниципалитета. Есть обязательные требования по организации бесплатного питания только для льготных категорий, они перечислены в федеральном законе. Думаю, вы знаете, какая сейчас складывается социально-экономическая ситуация, и понимаете, что мы живём в не очень простое время. Возможно, это объясняет то, что обеспечивают питанием только федеральные льготные категории.

- В моём детстве бесплатного питания не было. Это миф, что в советское время все было бесплатным. Завтрак стоил 20 копеек, можно было съесть нормальную порцию второго, купить чай и булочку. Свои первые книжки в мою библиотеку я собирала, иногда отказывая себе в том, чтобы покушать, накапливала 60 копеек. Книга могла стоить 60 копеек, рубль, рубль двадцать. Первые книги я купила на эти деньги.



– Почему ужесточились требования по отмене занятий по погодным условиям?

– Понятия «актированные дни» в федеральном законодательстве отсутствует и отсутствовало всегда, оно незаконно. Мы нашли возможность урегулировать этот вопрос. Если вы видите, что низкая температура и сильный ветер – примите решение сами. Вы сообщаете классному руководителю, что не придёте, но всё сделаете дома. Или встаёте и едете.
Пропущенных дней быть не может. Больше нет дней отдыха! А есть освоение предметов, программы для того, чтобы быть готовым к ЕГЭ. И учителя, и родители, и дети несут эту ответственность.



– Возможен ли переход школ на пятидневку?

– Неделю обучения – пятидневную или шестидневную – обсуждает не город, не регион, а каждая школа.
Но нужно понимать следующее. Объём программы не уменьшится. То есть работа будет более интенсивной на уроке, увеличится объём домашних заданий. С моей точки зрения, пятидневка – мнимое облегчение. Оно влечет за собой ещё большую нагрузку. Не нужно заблуждаться, что суббота будет выходным днём.
Мы завидуем пятидневной школьной неделе в зарубежных странах. Но не хотим слышать, что учебный год у них заканчивается в июле, а в некоторых странах начинается в середине августа.
Хотите ли вы продлить учебный год?..

– Наш регион – один из передовых в стране. Ждёт ли нас техническая модернизация школ?

– Такой оснащённости учебным оборудованием, как на Ямале, ещё и в каждой школе без исключения, нет нигде. В других регионах есть отдельные школы, которые являются образцово-показательными. А установка нашего губернатора заключается в том, чтобы абсолютно каждому ребёнку была дана возможность учиться в современных условиях. Если вы поедете в Горнокнязевск, в маленькую школу-детский сад, вы увидите такое же оборудование, как у вас в школе.

В порядке критики могу сказать, что оно недоиспользуется. Идея была в том, чтобы на большинстве уроков дети хотя бы несколько минут использовали ноутбук, и к шестому классу стали бы уверенными пользователями, находили бы любую информацию, в том числе – и в интернете, а вайфай у нас есть во всех школах. Обучение становится проще, доступнее, можно больше информации перерабатывать, больше заданий выполнять.
Ан нет. Жизнь по-другому идёт. Есть те, кто это не делает, и компьютеры лежат в тележках, где они должны только заряжаться ночью.

Я бы говорила не о техническом перевооружении, а о перевооружении учителей, которые в силу разных причин, и не со зла, не используют оборудование.
Техника идёт впереди человеческого фактора. Обеспечить школу железом – не вопрос, это сделано. А перестроить сам учебный процесс, перестроить отношение учителя сложнее. Я не критикую учителей, я понимаю, как это трудно.

Вы, старшеклассники, можете им помочь. Потому что в некоторых вопросах технологических вы более компетентны, чем они, живёте в новой формации, с гаджетами, с айпадами на ты. Вы можете работать с педагогами в паре, помочь подготовить к уроку всё необходимое, организовать работу, создать им возможность быть уверенными в себе, что позволит им лучше использовать технику.
Я бы посоветовала вам это сделать, потому что учителям в этом надо помочь.



После встречи

Ирина Кенсориновна поделилась своими впечатлениями от пресс-конференции. Отметила: вопросы школьников показывают, что не выстроен диалог между учащимися школ и директорами. И часто старшеклассники не знают, к кому обращаться с тем или иным вопросом,

И огромное спасибо пресс-секретарю департамента здравоохранения Ольге Шуляк! Она прочитала слушателям школы молодого журналиста теорию по пресс-конференции, а потом отлично провела беседу с Ириной Кенсориновной.



Полная расшифровка беседы.

А потом мы обсудили всякие другие организационные моменты. Нас ждет новый спикер и новая интереснейшая неделя.



Фото: Андрей Ткачёв. Первый снимок - пресс-служба департамента образования.

Tags:

(9 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:livejournal
Date:Февраль 17, 2016 11:27 am
(Link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
[User Picture]
From:mashka_scarlett
Date:Февраль 17, 2016 11:39 am
(Link)
Олька, выглядишь бесподобно просто, на уровне 11-классников! Это раз.
Два - не знаю, твоя лично расшифровка или нет, но явные речевые ошибки спикера я бы убрала... нехорошо как-то перед важным административным лицом.
А три - что до практики подобной, то класс. Нужное, важное и очень пользительное мероприятие!
[User Picture]
From:l_a_m_p_a
Date:Февраль 17, 2016 11:53 am
(Link)
Спасибо, Маш))) Расшифровка моя, не стала убирать некоторые разговорные вещи, чтобы чиновник выглядел человеком. Для публикаций в серьезных СМИ, естественно, текст будет подготовлен более тщательно.

Мероприятие очень полезное, пожалуй, я даже недооценивала его полезность для школьников. И масштабное.
[User Picture]
From:padunskiy
Date:Февраль 17, 2016 01:47 pm
(Link)
Кенсориновна? велик могучим русский языка...
[User Picture]
From:l_a_m_p_a
Date:Февраль 17, 2016 03:49 pm
(Link)
Привет от Дитмара Эльяшевича
[User Picture]
From:komol
Date:Февраль 17, 2016 02:52 pm
(Link)
А самое интересное? Чего это за фигулины на фотике примотаны? :)
[User Picture]
From:l_a_m_p_a
Date:Февраль 17, 2016 03:49 pm
(Link)
Это приспособление для подвешивания телефона, который пишет звук))
[User Picture]
From:rider3099
Date:Февраль 18, 2016 03:31 am
(Link)
Полезная беседа
[User Picture]
From:l_a_m_p_a
Date:Февраль 18, 2016 05:19 am
(Link)
Надеюсь, школьникам оказалась полезной

> Go to Top
LiveJournal.com