?

Log in

No account? Create an account
Как 501-я стройка повлияла на облик Салехарда - Здравствуй!

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация

Март 30, 2017


Previous Entry Поделиться Next Entry
02:33 pm - Как 501-я стройка повлияла на облик Салехарда
Есть такое мнение. Если бы дорога Салехард - Чум - Игарка, которую строили в конце сороковых - начале пятидесятых, была бы завершена, газ на Ямале нашли бы на десяток лет раньше. Проект называли Великий Северный железнодорожный путь. Работали заключенные, в основном - политические и "бытовики" ("за колоски").

Но со смертью вождя практически готовая дорога была поставлена на консервацию. В тундре остались лагерные пункты, расположенные каждые пять-десять километров, паровозы, рельсы. Трагическое и грандиозное сооружение протяженностью почти в 700 километров стало памятником тем, кто был репрессирован и погиб при сооружении магистрали. Все сооружения - целые поселки с домами, больницами, школами - были брошены без охраны. Проект умер. Разрушаются мостовые переходы, ветшают вышки, ржавеет колючая проволока. Посуду растаскивают на сувениры те немногие путешественники, которые ухитряются добраться до лагерей.

Между тем именно 501-я стройка дала развитие послевоенному Салехарду, определила его облик и современные границы. В офицерских домах и бараках, построенных тогда, и сейчас живут люди. Проект зданий узнаваем, некоторые строения стали символом эпохи.

Клуб на 200 мест располагался между офицерским поселком и лагерями на берегу Полябты, рядом с конторой управления стройки. Его достроили как раз к 53-му году. Это здание еще называют театром 501-й.
Но ни одного спектакля не прошло на его сцене. Сталин умер, стройку заморозили, людей увезли, здание передали городу. И отдали под редакцию газеты "Красный Север" и типографию. Внутри его перестроили, и полсотни лет тут работали журналисты.

IMG_6692.JPG

С другой стороны. Видно, что строился как дом культуры - сложной конфигурации, с запасными выходами. До сих пор "теремок", как его называют, остается одним из самых красивых зданий города

DSC04743.JPG

Ходит еще одна легенда – что к строительству клуба приложил руку известный художник Александр Дейнека. Документально это не подтверждено.

DSC04740.JPG

Промтоварный магазин сталинских времен. Даже обшитый сайдингом, он вполне узнаваем

DSC04744.JPG

Бывшее здание педучилища, еще раньше – вторая школа, десятилетка, была открыта в 1951 году, работала до 1954 года.

IMG_6686.JPG

Резьба на наличниках особенная. Что напоминает? Да-да, та самая сталинская эстетика первых высотных домов, которые в то же время строились в Москве

IMG_6687.JPG

Бывший штаб Главного управления Обского исправительно-трудового лагеря, сейчас - жилой дом, точнее, общежитие. Таких зданий было много, но они ветшают и валятся прямо на глазах. Это сохранилось на удивление хорошо.

DSC04766.JPG

Небольшой квартал двухквартирных домов, построенных для офицеров, которые работали в ГУЛаге. Дома отличаются качеством, душевностью. Типовые проекты утверждены в Москве.

DSC04755.JPG

Кто-то очень наблюдательный отметил, что выходы сделаны так, чтобы соседи не встречались. Нужно зайти к соседу за солью - будь добр выйди из дома, выйди на тротуар, обогни оба палисадника - свой и соседский, поднимись на крыльцо.

Такие дома стояли на улице Республики, в самом начале улицы Зои Космодемьянской, на Малом проезде. Позже, когда стройка была ликвидирована, в эти здания, в то время – лучшие в городе – поселили партработников, советских работников, учителей. В одном из них жила главный редактор «Красного Севера» Любовь Баженова.

DSC04754.JPG

Из каждой квартиры по два выхода – парадный и черный. Сейчас черный ход (вон та небольшая дверь внизу) заколочен во всех домах, которые я видела.

DSC04756.JPG

Ставни были только в офицерских домах и учреждениях. В бараках не было – чтобы в случае пожара можно было мигом выбить окна и выскочить, в каждой комнате жили по два десятка человек, четыре подъезда – 8 десятков.
А в офицерские дома ставили ставни, потому что им, приехавшим из других мест, было непривычно светло по ночам летом.

DSC04751.JPG

Типовой проект времен 501-й настолько узнаваем, что его легко можно различить даже в новой "упаковке"

DSC04772.JPG

DSC04774.JPG

Такие дома стоят в Салехарде, Лабытнангах, по всей Северной железной дороге. Вот въезжаем в Лабытнанги

IMG_6664.JPG

Из Салехарда будто не выезжали!

IMG_6668.JPG

Орнаменты на окнах утверждены в Верховном Совете СССР, они созданы по мотивам орнаментов народов Севера.

Абсолютно во всех домах совершенно одинаковая резьба на окнах в туалете и в кладовках. На ставнях и наличниках других окон - различаются, а эти - как из-под одного лобзика. Хоть и в разных частях города. И даже в разных городах

DSC04746.JPG

IMG_6681.JPG

DSC04753.JPG

DSC04758.JPG

А нанесенные на ветровую резную доску насечки говорят о том, кто строил: две насечки – второе отделение, три – третье.

DSC04762.JPG

Всего отделений было шесть, в Салехарде работали второе и третье. Вот тут с удивлением увидела четыре насечки

DSC04763.JPG

DSC04764.JPG

Кто-то хозяйственный припас доски с такого дома (видимо, сносили - отодрал) и оформил ими гараж.

DSC04767.JPG

Отдельная песня - трубам. Для домов времен 501-й стройки характерны трубы высотой в двадцать кирпичей, с открытым хайлом в полтора кирпича.

DSC04752.JPG

Точно такие же домики стоят вдоль действующей железной дороги из Лабытнаног до Москвы. Вот из летних снимков. Станция Собь.



Мимо Салехарда шла железная дорога на Надым. Где-то на втором отделении стоял вокзал, отдельно - здание касс. Точное место исследователям еще предстоит определить.
Моста через Обь не было, поезда переправлялись по ледовой переправе. Временную дорогу строили женщины.Первый паровоз пришел в марте 1949-го. О железной дороге в Салехарде я писала тут.

На современную карту Салехарда нанесены границы старого города и участки, застроенные с 1949 по 1953 годы.
Старый город - на мысу, внизу справа, заштрихованная часть. Трудно поверить, но в этих границах Салехард жил до начала пятидесятых.
Лагеря, офицерские строения, конторы, больничный городок стройки располагались достаточно далеко за городом. Около города, за его чертой, протянулась железная дорога. Город оказался в кольце лагерей ГУЛАГа, практически опутан колючей проволокой.

Карта 501.jpg


Сколько "политического" народу прошло через наш маленький городок! Люди образованные, они пытались оставить о себе память. Когда сносили один из домов того времени, нашли доску с надписью, мол, этот дом строили профессора университета.
Позже, когда трансполярную магистраль закрыли, заключенных амнистировали или перевезли в другие лагеря, город потянулся к этим территориям, освоил их, обжил, поселил там людей. И если бы не грандиозный железнодорожный проект сталинской эпохи, кто знает, каковы были бы очертания современного Салехарда?

Доныне действует участок Чум - Лабытнанги, он был принят в постоянную эксплуатацию в 1955 году. А дороги на Надым нет и сейчас. Есть недостроенное автомобильное полотно, с каждым годом оно удлиняется на несколько километров, и зимник. Ямал остро нуждается в ветке, которая протянется с запада на восток, параллельно трассе Севморпути. Обещают, что ее откроют к 2020 году. Теперь проект называется Северный широтный ход. Ключевой объект - долгожданный мост через Обь.
И эта дорога проходит ровно по тем местам, где уже пролагали путь политические заключенные семьдесят лет назад.

(30 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:zlobin_aa
Date:Март 30, 2017 09:59 am
(Link)
Очень интересная история, Оля!
[User Picture]
From:l_a_m_p_a
Date:Март 30, 2017 10:02 am
(Link)
Меня очень волнует и трогает история 501-й. Сквозь современный облик города сталинское время смотрит на нас, я это очень остро ощущаю.
[User Picture]
From:zlobin_aa
Date:Март 30, 2017 10:04 am
(Link)
А я все в экспедицию собирался по пунктам 501-й пока еще хоть что-то осталось, а не сгнило, сгорело и не растащено на сувениры...
[User Picture]
From:miguel_leon
Date:Ноябрь 14, 2017 08:16 am

о Мостострое

(Link)
Фотографий Мостостроя 50-60-70 годов почти нет. Вся красота в Городе осталась.
Ищу Клуб геологов. У меня юная племянница выкинула как хлам. А это память. Ищу Чапаева от Геологов.
Вы доброе дело сделали. Обычно люди историю места, где живут напрочь не знают, что в Гатчине, что в Вятке, что в Салехарде.
[User Picture]
From:livejournal
Date:Март 30, 2017 12:26 pm
(Link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
[User Picture]
From:nurcatblog
Date:Март 30, 2017 04:38 pm
(Link)
Все хотел до нее добраться погулять, но до вас так просто не доедешь((
[User Picture]
From:l_a_m_p_a
Date:Март 30, 2017 04:46 pm
(Link)
По ней погулять проблемнее, чем доехать до нас) погулять можно из Надыма.
[User Picture]
From:fotomanya
Date:Март 30, 2017 09:43 pm
(Link)
Оль.. очень интересно! спасибо!
[User Picture]
From:l_a_m_p_a
Date:Март 31, 2017 03:17 am
(Link)
Меня очень волнует тема. И, судя по откликам, не меня одну.
[User Picture]
From:fotomanya
Date:Март 31, 2017 09:27 am
(Link)
мне это близко и понятно, что тема волнует многих.
[User Picture]
From:Арсен Пирожков
Date:Март 31, 2017 04:37 am
(Link)
Это особенность великого человека: влиять даже на то, с чем не соприкасаешься напрямую. Даже после смерти влиять. Подирает.
[User Picture]
From:l_a_m_p_a
Date:Март 31, 2017 04:49 am
(Link)
Вот, кстати, да.
[User Picture]
From:lokki_s
Date:Март 31, 2017 06:24 pm
(Link)
Судя по карте - рыбозавода не было?
[User Picture]
From:l_a_m_p_a
Date:Март 31, 2017 06:45 pm
(Link)
Потрясающая наблюдательность, без иронии!

Поселок рыбоконсервного завода был с начала тридцатых, цеха, бараки, причалы, школа, поликлиника, к поселку шла дорога от города, все верно, я всю голову сломала, как его изобразить на карте и не запутать неискушенного читателя. Часть зданий (в том числе - несколько кабинетов конторы комбината) отдали 501-й.
Первый поселок - там, где стоял штаб, вырос именно около РКЗ. Там же были пересыльный пункт, карцер.
Внимательность потрясающая!))

> Go to Top
LiveJournal.com